|
Сборник материалов по истории рода Степановых XVIII-XXI
вв.
Разумеется, до постройки крепостей край не был пустынной местностью.
Архивные документы свидетельствуют о существовании в глухих
лесах и лесостепи вплоть до Сердобы, Чембара и верховьев Узы
мордовских, русских и татарских временных и постоянных жилищ,
особенно много было зимниц. С весны и до осени сюда ходили
тысячи бортников, охотников, рыболовов. Некоторые оставались
зимовать, потому что по снегу и льду рек легче переправлять
на места постоянного жительства дары дикой природы. Летом
же поймы рек занимали со своими стадами кочевники-ногайцы
племени найманов. В укромных местах, на лесных полянах попадались
клочки пашни, самовольно обработанные крестьянами, приходившими
из северных уездов.
Удивительно, но задолго до основания первых городов-крепостей
на р. Ломов, на территории Наровчатского района, без какой-либо
военной защиты от кочевников, уже стояли русские населенные
пункты. В 1614 г. упоминаются деревни Азарапино, Ачасьево,
Рузвель, Веденяпино (Беднодемьяновский-Спасский район). Все
эти селения вытянулись цепочкой вдоль реки Мокши, лишь Веденяпино
оказалось несколько в стороне. В «Книге Большому чертежу»
(1627 г., по материалам 1570-х годов) отмечается Наровчатское
городище. К 1632 г. в замокшанском лесу существовали деревни
Кера и Кобяки.
Каким же предстает перед нами населенный пункт в то давнее
время? Кавендра обладала статусом села, т.е. имела церковь.
Храм во имя Рождества Христова был деревянный, «рубленный
клецки», с трапезной, приделом и колокольней с двумя колоко-лами.
Внутри находилось семь образов Христа, образ преподобного
Феодора Сикеота и «неясные образы», видимо, настолько древние,
что невозможно распознать изображения. Писец перечисляет богослужебные
деревянные сосуды, печатные книги – Евангелие, служебник,
«минея общая» – и рукописные «Апостол», «шестидневец», требник.
У попа двое риз, оплечья – одно выбеленное, другое крашеное,
полотняный стихарь.
В 1629 г. дворов в Кавендре насчитывалось 81, из них семь
– прожиточных, т.е. принадлежавшие вдове или дочерям какого-то
служилого дворянина, оставленные им в виде пенсии. Остальные
дворы – крестьянские, дворцового ведомства. При нижнеломовском
воеводе Федоре Малово кавендровцев стали притеснять, «чинить
обиды всякие», село из богатого торгового постепенно превращалось
в бедное крестьянское.
Как ухитрялись существовать Кавендра и другие села, расположенные
в чистом поле, хотя и в окружении болот и озер? Ведь они оказывались
совершенно беззащитными при ногайских набегах. Напрашивается
единственно возможное объяснение. Видимо, в таких случаях
платили дань ногайцам. Когда же те кочевали поблизости или
гоняли по Ногайской дороге скот для продажи в Москву и другие
города, оказывали им торговые, ремесленные и прочие услуги.
За это ногайцы покровительствовали русским селянам.
Несомненно, существовали населенные пункты и в Засурье.
Как происходил отвод в поместье пустующих земель дворянам
и служилым людям? В новых городах-крепостях главным администратором
был воевода. Во исполнение царского указа он отводил земли
тем, кто нес обязанности по защите рубежей. Заводилась строельная
книга, в которую поименно записывались все пограничники, посадские
люди, священнослужители и т.д.
Размеры земельных владений, судя по пензенской строельной
книге, равнялись: начальным людям (сотникам, пятидесятникам
и т.д.) от 30 до 80 четвертей в каждом из трех полей, или
примерно от 45 до 120 гектаров, конным казакам – по 12 четей
(18 га), пешим казакам, пушкарям, засечным сторожам и воротникам
– по 6 четей (9 га). Кроме того, выделялись сенные покосы
с тем, чтобы каждому служилому человеку достались угодья,
с которых можно было взять от 50 до 100 копен сена. Вое¬водам,
подьячим, поручикам и прочим лицам офицерского чина, как правило,
дворянам, полагались более обширные угодья – 200, 250 четвертей
и выше. В последующем в нормы земельного жалования вносились,
по просьбам челобитчиков, изменения, обычно в сторону увеличения.
Прибавка к земельному жалованию осуществлялась за раны, особое
отличие в сражениях, за выслугу лет.Естественно, вблизи городов угодий на всех не доставало, так как численность пограничников исчислялась тысячами. Перенаселенность городов и пригородов было одной из причин того, почему одновременно с ними вырастали дальние слободы, превращавшиеся впоследствии в села и деревни. Ломовцы, в основном казаки, основали таким образом нынешние села Каремша, Козлятское, Колояр, Ляча, Прянзерки, Сорокино, Старая Толковка и другие. По керенской черте были устроены населенные пункты служилых людей Выборное, Кармалейка, Каргалейка, Котел, Рахмановка, Татарская Лака, Чиуш-Каменка, вероятно, Ягановка. К северу от Пензы, цепочкой вдоль левого берега Суры по Саранской большой дороге шли слободы Пензяцкая (Ухтинка), Бессоновская, Колоярская, Ванзыбейская, Вазерская, Пыркинская, Кутлинская, Пелетьминская, несколько татарских и мордовских деревень.
|
|
|
Статьи. Ревизские сказки.
Первые негородские селения возникали обыкновенно в тылу засечной
черты. Со временем из-за недостатка хорошей земли или сенокосов
служилые люди ставили деревни за валом.
Пахотных угодий у порубежников было так много, что они, при
всем своем усердии, не могли их обработать. Что делает болеющий
душой за нее человек? Зовет родственников. И родня ехала со
старой родины на Вад, Ломов или Пензу, иной раз получив разрешение
властей, а иногда самовольно. Немало прибывало беглых крестьян,
которых, особенно поначалу, охотно принимали на службу. Другие
шли в вольные хлебопашцы.
Подобным же образом пополняли состав населения Пензенского
края татары и мордва. Татары составляли основную часть служилого
люда керенской черты, прибывая в основном из Темникова и Кадома.
После 1670 г., как нам представляется, из-за принуждения к
крещению, темниковские и керенские татары стали переводиться
в Узинско-Кададинское междуречье.
В 1683 г. 20 темниковских и саранских полковых татар во главе
с Альмяшем Елаевым получили земли в устье р. Узы, каждому
по 25 четвертей в каждом поле – вдвое больше, чем русским
казакам в Пензе. Они стали основателями Усть-Узы.
Данный пример – свидетельство того, что этнический фактор
во взаимоотношениях порубежников не играл существенной, а
может быть и никакой роли. Так, усть-узинцы, «ради малолюдства
от приходу воинских людей», живя в постоянной опасности в
Диком поле, сами били челом в 1696 г., чтобы «припустить»
на свои земли мордовского служилого мурзу Алексея Кижелдеева
и еще 9 человек. В 1700 г. они снова по своей воле поступились
в пользу служилой мордвы частью земель, и к ним на подмогу
прибыло еще 19 человек мурзинской мордвы. Здесь, по соседству
с татарской Усть-Узой, возникла мордовская деревня Усть-Уза-Мурза.
В первой трети ХVIII в. татарские селения распространились
на территорию Кузнецкого, Сосновоборского, Неверкинского и
Лопатинского районов. Русское правительство поначалу защищало
интересы служилых татар в понятном стремлении заручиться их
поддержкой в борьбе против ногайцев. В отказных книгах нередко
встречаются слова: «по указу великого государя 191-го году
татарских земель русским людям давать не велено».
Мордва ориентировалась на Засурье и Поузинъе, где, как мы
знаем, у нее с давних лет находились бортные ухожаи. Но если
татары в подавляющей массе записывались в конные казаки, служа
под водительством своих же единоплеменников мурз и князей,
то служилой мордвы насчитывалось немного. Чаще в Присурье
мигрировала посопная и ясачная мордва. Ей в процессе дачи
земли определялся либо размер посопа, если она заявляла о
намерении заниматься земледелием, либо ясак, если в ее планы
входили бортный промысел, охота на бобра и т.п. Совмещающим
земледелие с промыслами полагалось платить в казну посоп и
ясак, а мордву данной категории называли посопной и ясачной.
Была в Никольском районе не только ясачная и посопная, но
и служилая, мурзинская мордва, охранявшая, видимо, дороги,
соединявшие с давних времен Пензу и Самарскую луку. Документы
упоминают под 1680-1690 годами некие Чумаковскую, Мувальскую
и Мокшазарскую дороги в этих краях. Мордовские мурзы Разгильдеевы
и мурзы княжеских родов Мокшадеевых, Ичаловых и Ногаевых (происходившие
из ногайцев?) жили в деревне Сабаново и отвечали, надо полагать,
за безопасность проезда по ближним дорогам. Мурзы мордовские
менее знатных родов жили в деревнях Ручим, Садовка, Борнуки
и других.
Древними колонизаторами края были также служилые и ясачные
чуваши. В упоминавшейся челобитной саранской мордвы Родайки
Сивашева о бортном ухожае в Городищенском районе говорится,
что прежде «мордовских дедов и отцов», т.е. до 1619 г., сбором
меда на речке Можарке в Городищенском районе ведал свияжский
чувашенин деревни Большой Бусулдук Тениш Елговатов «без грамоты
и безоброчно», почему и лишился права пользоваться ухожаем.
Но основная масса чувашей пришла все же не в Засурье, а в
верховья Кадады, где вволю пахотных земель. Случилось это
в конце 1690-х годов. По крайней мере, в апреле 1700 г. ясачные
чувашские земли на р. Елань-Кададе уже упоминаются документально.
Здесь пришельцы из Симбирского уезда основали Неверкино, Кунчерово
и другие села района.
Одновременно со служилыми людьми, татарами и мордвой Посурье
и Примокшанье колонизировали дворяне, приписанные к здешним
оборонительным чертам. В северных уездах почти все они владели
деревнями. Получив земельные оклады в местах, где проходила
служба, они перевозили из старых своих поместий крестьян и
на отказанных им участках строили деревни. В Пензенской области
многие десятки сел носят названия, происходящие от фамилий
первых владельцев: Алферьевка, Аргамаково, Бардино, Валяевка,
Варыпаево, Веденяпино, Вражское (дворянин Врасский), Грабово,
Кологривовка, Лунино, Нечаевка, Симбухово, Тоузаково, Трескино
и много-много других. Дворяне с такими фамилиями руководили
рядовыми солдатами и станичниками на оборонительных линиях,
служили подьячими в приказных избах. Разрастание освоенной
территории привело к нехватке земли не только вблизи городов,
но и в тылу засечной черты. Тогда служилые люди стали просить
себе поместья в Диком поле.
|
| |